Каналы восприятия или как эффективнее обучать ребенка.

Автор: Педагог дополнительного образования,
руководитель студии изобразительного искусства -
Комарова И.Б.
Тема: Каналы восприятия или
как эффективнее обучать ребенка.

«Надо помочь ребенку через искусство
глубже осознать свои мысли и чувства».
Н. К. Крупская
Актуальность данной темы обусловлена возросшими требованиями к умственной деятельности обучающихся, удлинением сроков их обучения, увеличением объема усваиваемых ими знаний. На первый взгляд для решения указанных вопросов необходимо увеличить время обучения, но беспредельно увеличивать его невозможно. Возникает противоречие: требования к умственной деятельности непрерывно растут, а способность усваивать и использовать полученные знания, создавать на их основе что-то новое остается на довольно низком уровне. Вследствие такого информационно-рецептурного обучения ребенок утрачивает главную черту исследовательского поведения — поисковую активность. И это неудивительно: такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании». Итогом становится потеря любознательности, способности мыслить, а значит и творить.
Способность к творчеству – отличительная черта человека. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие у ребенка способности к творчеству – залог будущих успехов в жизни. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, педагоги, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Для того, чтобы понять, что мы можем сделать, чтобы дети воспринимали нашу информацию легко и с интересом, адекватно и без искажений того смысла, который мы хотим донести до них, необходимо разобраться как люди вообще воспринимают информацию. В этом нам поможет понятие « канал восприятия».
Как известно, у человека существует несколько каналов восприятия информации. Один из них — слуховой, другой — зрительный, и третий — тактильный. У здорового человека функционируют все каналы, но один из них является ведущим, «любимым». В зависимости от ведущего канала восприятия человек может быть визуалом (визуальное восприятие, т.е глазами), аудиалом (восприятие через слух) и кинестетиком (восприятие ощущениями). Так вот информация лучше и быстрее усваивается человеком, так сказать «доходит» до мозга, если она поступает через ведущий канал восприятия. У каждого ребенка уже до года можно определить — кто он: аудиал, визуал или кинестетик.
Определение ведущего канала восприятия обучающегося дает мне возможность общаться с ним на «его языке», тем самым максимально эффективно доносить учебную информацию. Ребенку — визуалу нужно подавать информацию в виде картинок, то есть ему лучше один раз показать, чем сто раз объяснить словами; аудиалу нужно преподносить информацию в словесной форме, то есть много рассказывать, обсуждать, объяснять, читать. Немаловажную роль здесь играет выразительная интонация, театральные голоса, музыкальные эффекты. Ребенок — кинестетик хорошо усваивает информацию, когда он может её «пощупать». Ему обязательно нужно движение. К примеру, при объяснении нового материала я подхожу к такому ребенку, кладу руку на плечо или поглаживаю по голове. Очень хорошо привлекать его к совместному показу наглядности, к участию в различных действиях. Конечно, наша жизнь устроена так, что мы получаем информацию по всем каналам восприятия, но имея знания о «ведущем» канале вы сможете донести информацию до ребенка на понятном ему языке, обучение ребенка, да и развитие в целом будет более эффективным.
На занятиях я провожу небольшие упражнения с детьми для развития всех каналов восприятия, что дает возможность обучающимся воспринимать мир намного шире, ярче и радостнее. Более того, эти упражнения позитивно влияют на эмоциональный настрой ребят и повышенный интерес к предмету в целом. Столкнувшись с тем, что мои воспитанники не умеют разговаривать, т.е. не обладают литературной речью, я вынуждена «выполнять работу» филологов, объясняя обучающимся, что их придуманные предложения должны быть полными, красивыми, литературными и выразительными, как у писателей. Каждое существительное обязательно подкреплено прилагательным или несколькими, глаголами, наречиями и т.п. Надо сказать, что даже в этом ключе проявляется интерес и здоровый азарт быть лучшим. Ребята с нетерпением ждут упражнения и стараются на всякий случай напомнить мне о нем.
Само упражнение на первый взгляд легкое и занимает не более десяти минут. Вешаю на доску любую репродукцию картины художника (всегда разные), даю задание каждому ребенку по очереди сказать — что он видит на картине, т.е. работают глазки. Например: «На картине Полунина «Весна» я вижу ярко-голубое небо и маленькие раскидистые яблоньки в белоснежном наряде». Если ребенок говорит «мне нравится на картине…», это ошибка, так как включается кинестетический канал на слове нравится, так же пушистые облака, мягкая трава или прохладное утро, это уже чувства, а не зрение. В таких переходах с одного канала восприятия на другой бессознательно выходит ведущий канал ребенка. Детям нравится познавать себя таким образом и, соответственно контролировать свою речь. Затем задаю вопрос: «Что вы можете слышать, глядя на эту картину?» Ребята со слабо развитым аудиальным каналом сначала теряются, затем, послушав ответы аудиалов, включаются в работу: «Я могу слышать шелест травы, пение весенних птиц, журчание или всплеск воды» и т.д. Я все время слежу за работой одного канала, при необходимости поправляю, комментирую. Последний вопрос: «Какие чувства у вас вызывает эта картина?» К примеру: «Мне очень нравится состояние погоды, написанное художником. Хочется прогуляться по мягкой траве босиком и наслаждаться легким ароматом цветущих деревьев». В первом случае должны работать только глаза, далее ушки, затем сердце, душа, ощущения. Со временем вижу прогресс в каждом ребенке: если начальные упражнения вызывали затруднения, особенно со слуховым каналом (более всего задействованном, как ни странно в школьном обучении, делайте выводы), то после нескольких упражнений ребята радуют меня «выходя за рамки картины», развивая тем самым еще и логику, фантазию, образное мышление. Параллельно идет знакомство с творчеством художников разных жанров. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие — это весьма сложный, но вместе с тем — единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас. Каким будет это воздействие, в какой форме, во многом зависит от нас самих.
Существуют различные способы определения ведущего канала восприятия, если вас заинтересовала эта тема, можно найти информацию в разделе Психология «Глазные ключи доступа» или «Модальность в практической психологии». Обретенные знания вам помогут не только в педагогической деятельности, но и наладят отношения в семье, общение с людьми в целом.